М.Ф. Уркумбаев,
Президент Союза промышленников и предпринимателей Казахстана


Вхождение в мировую экономику, как нас призывали главные "перестроечники", произошло, но не в ту дверь. И причины ясны уже даже самому ленивому: падение промышленности, усиление сырьевой направленности еще "плавающих" предприятий, высокие налоги и т.п..
Тут еще кризисы с Юга и с Севера, а свои ниши предприятия на мировом рынке не нашли, а наоборот - даже потеряли: фосфор, удобрения, машиностроение, строительство.
По-моему, последствия этого еще не осознаны в полной мере, на всех ступенях властных структур до сих пор сохраняется вера, что заграница нам поможет.
Опыт 1992-1998 годов показал невозможность спонтанного вырастания дееспособных субъектов рынка. Теория о том, что все можно бросить в рынок и сам рынок все установит, все решит - абсолютно не оправдала себя.
Приватизация, как главная фискальная цель, не верна, и это тоже очевидно. Приватизация - это в первую очередь путь повышения эффективности предприятия, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, рост конкурентоспособности выпускаемой продукции.

(Монолог  антиЕНТешника).

Профессор Уркумбаев М.Ф.

     Прежняя система образования утратила свои конкурентные преимущества, основанные на знаниях, ориентированных на рассуждения, развитие мышления и творческих способностей и заменено тестовой системой угадывания с вероятностью 20 % одного ответа из 5. Контрольные вопросы ЕНТ  некорректны уже потому, что они соответствуют параметрам вступительных экзаменов в вуз, нежели параметрам итоговой оценки знаний учащихся школ. Если вспомнить, то в ЕНТ объединены два начала: экзамен одновременно выполняет функцию выпускного экзамена, то есть оценивает качество знаний выпускников на выходе, а также функцию вступительного экзамена, фактически определяя профессиональную пригодность и уровень знаний для поступления в вуз. Уже здесь получается перекос: госэкзамен либо отягощен по целому ряду предметов, либо чрезвычайно упрощен. ЕНТ, по моему мнению, не может выступать в роли инструмента, решающего сразу две задачи. Но это не значит, что тестирование вообще является зло, тесты вполне можно и нужно применять там, где они применимы. Четверть века назад в Джамбулском гидро-мелиоративно-строительном институте мы тестирование, первыми в СССР, применяли для анонимного контроля усвоения материалов студентами после второго и четвертого курсов обучения, что позволяло вносить, решением Ученого Совета, коррективы в  учебный процесс.

Профессор Уркумбаев М.Ф.

     В разные времена и столетия на образование смотрели по разному: с юмором и без него, с сарказмом и без него, с надеждой и с горечью, с оптимизмом  или пессимизмом. Но всегда с болью.
     Протагор (пятый век до новой эры): «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины».
     Оскар Уайльд: «Образование вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя».
     Мартин Генри Фишер: «Образование – это процесс насильного кормления предрассудками и предубеждениями».
     Роберт Фрост: «Образование – способность выслушивать  почти любую чушь, не теряя самообладания».
     Г.К.Честертон: «Образование – это период, когда кто-то, кого вы не знаете, учит вас чему-то, знать о чем у вас нет ни малейшего желания».

Профессор Уркумбаев М.Ф.

  Современность ставит перед высшей школой Казахстана новые задачи, и решить их наш профессиональный долг, так как у государства должна быть опора - высокообразованные граждане своей страны. К сожалению, понятие «просвещенная страна» для нашей республики сегодня не применимо. Потеря двух поколений, смена двух идеологий, двухступенчатое образование, квадрат идеологической пустоты привели нас к обществу с оценкой «неуд». Происходит общее удаление от исторического идеала.
  На этом фоне происходит абсолютно нездоровая конкуренция между вузами в привлечении к высшему образованию молодежи, что привело к той тупиковой ситуации, которую мы имеем сегодня в стране. А как обстоят дела в глобальном аспекте? Мы все уже живем в информационном, финансовом, экономическом глобальном мире.
  Конкуренция в высшем профессиональном образовании по всему миру развертывается в трех сегментах: 1.массовое профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов, квалификация которых отвечает принятым в мире стандартам и способным работать с доминирующими на рынках технологиями; 2. профессиональное образование, включенное в процесс исследований и разработок передовых технологий, конкурентных в глобальном рынке; 3. подготовка конкурентонадежных кадров, способных управлять глобальными процессами.