Профессор Уркумбаев М.Ф.

Выступление на открытии  студенческой научно-практической  конференции  Жамбылского гуманитарно-технического университета  «Наука, образование, бизнес, технологии – 2009: проблемы и перспективы».
17 апреля 2009 года.

       Уважаемые коллеги!

   Свое выступление я хотел бы начать с двух  цитат: « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. конец цитаты).

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек» (конец цитаты).


   Первая цитата заимствована у Гесиода  ( это более 2700 лет назад!), а вторая принадлежит египетскому жрецу , жившему  4000 лет тому назад ! Но мир не изменился, проблемы остались и в 21 веке новой эры – эры информатики и глобализации. Все так же происходят кризисы , по- прежнему старшее поколение недовольно молодежью. Кстати ученые доказали, что каждое следующее поколение на 15-20 %  знает больше предыдущего. Поэтому давайте поговорим о будущем нашей страны с будущим нашей страны.

    В начале нового века  глобализация мировой экономики  и либерализация мировой политики  привели к значительному росту экономик многих стран, ранее не участвовавших в мировом товарообороте. Покупательская способность их населения увеличилась, граждане начали потреблять больше пищевых продуктов и товаров. Одновременно новая ситуация позволила самим государствам и национальным бизнесам начать модернизацию своих экономик. Обе тенденции резко повысили спрос на сырье разных типов, что, в свою очередь, привело к росту цен, т.е. к инфляции.

   Развивающиеся страны пожелали вложить избыточные доходы в сверхнадежные финансовые инструменты. Спрос на них увеличивался гигантскими темпами по мере не только роста благосостояния населения этих стран, но и накопления средств  в пенсионных системах. Количество заемщиков снижалось, а спрос на долговые инструменты увеличивался. Такой спрос стимулировал банки, обычно создающие такие инструменты, к тому, чтобы понизить требования к критериям, которые использовались при создании безрисковых инструментов. Таким образом, проблемы возникли одновременно на уровне финансовых рынков и на уровне населения, снизившего темпы сбережений или даже нарастившего темпы заимствований.
    Чтобы удовлетворить спрос инвесторов, посредством «финансовой инженерии» создавались все более сложные финансовые инструменты, которые считались «безрисковыми». Со временем эта идея приобрела такую популярность, что многие забыли о том, что представления об одновременном безрисковом и высокодоходном вложении противоречат здравому смыслу. В конце концов надутый «безрисковый» пузырь дорос до некоего критического размера, вследствие  чего  возникла паника на финансовых рынках в целом, заемные богатства населения испарились, капитализация почти всех компаний мира снизилась.
Но сейчас угроза заключается не в том, что рухнули рынки акций, облигаций, а в том, что происходит  это на фоне или краха цен на недвижимость, или омертвления этого рынка.
    Предсказывать, особенно будущее, тяжело. В кризисный период  у всех одни мысли – какую дорогу выберут финансовые рынки, от которых зависит наше образование, наша наука, наш нарождающийся, но не окрепший средний класс. И здесь возможны три сценария:
Первый: полный обвал финансовой системы – самый маловероятный из них, так как обвал ускорил бы процесс списывания долгов и привел бы к катастрофическому экономическому спаду (депрессии), сопровождающемуся массовым падением цен (дефляцией).
Второй: дальнейшее ухудшение ситуации так же маловероятно, так как такой сценарий потребует дополнительных и более жестких мер по предотвращению порочного круга в экономике.
Третий: скорее всего, будет происходить дальнейшая стабилизация по мере того, как постепенно восстановится доверие к рынкам, валюте, банкам и т.д. Однако, даже при самом благоприятном раскладе, экономического спада не миновать, а признаки подъема появятся не скоро. Инфляция должна снизиться и какое-то время оставаться на этом уровне. Основными приоритетами должны оставаться безопасность и диверсификация.
    Казахстан, как и Россия, пострадал от падения цен, глобальной рецессии и ухудшения инвестиционного климата. Катализатором этих процессов является снижение цен на нефть,  металлы, ожидаемое снижение цен на газ, воздействие глобальной финансовой системы, рост валютных рисков в связи со снижением курса тенге к доллару.
    По моему мнению восстановление экономики Казахстана возможна к концу 2010 года, но это зависит от цен на нефть, газ, металлы. Если цена составит 70 долларов за баррель нефти, тогда это прогноз будет справедлив. Но если  40 долларов, то Казахстан может  «вползти» в более долгую рецессию и выйти из кризиса не раньше, чем возобновится экономический рост в промышленно развитых странах. По прогнозам ООН темпы роста мирового ВВП снизятся к 2010 году до 1%, а в 2009 году ожидается снижение дохода на душу населения во всем мире, снижение роста экспорта и притоков капитала, повышение стоимости займов для развивающихся стран, как зоны повышенного риска, и дальнейшее понижение курса доллара.
    В науке есть прием – создание запаса прочности, а вводимый коэффициент мы называем  «коэффициентом незнания». Сегодня трудно предугадать все финансовые ситуации, которые потребуют конкретного вмешательства властей. В условиях кризиса экономисты и психологи дают совет – не суетиться, а самостоятельно анализировать ситуацию, следить за мнением экспертов, экономить и сокращать расходы. Кроме того следует знать, что у США и других стран Запада кризис перепроизводства,
а у нас кризис недопроизводства  товаров и услуг.
   Существует временем проверенное правило: во время кризиса выживают и иногда растут те люди, кто проявляет наибольшие мыслительные способности, кто делает ставку на интеллект, на поиск новых ниш и технологий, совершает маленькие прорывы. Это сложно, но лучше думать о том, что и как можно получить, чем о том, что потеряли.
    И, пожалуй, самое главное, что хотелось бы  в этой аудитории мне пожелать, это глубоко понять закон интегрального равновесия рынка товаров и услуг, который поможет в вашей долгой трудовой жизни быть готовым к неизбежным  регулярным экономическим потрясениям: «Беспрепятственное достижение и одномоментное функционирование изменяющейся во времени и количестве системы интегрального равновесия между предложением и спросом  есть основная движущая сила любой рыночной экономики».
    В посткризисный период  каждому из вас предстоит определиться: что делать? Но задумывались ли вы о том, какое количество рабочего времени необходимо для того, чтобы заработать на оплату тех или иных видов услуг. Например, чтобы оплатить покупку 1 кг мяса  в среднем  в Казахстане приходится тратить в 10-12 раз больше рабочего времени, чем в США. Стоимость  1 квадратного метра жилья в Казахстане обходится в 198 часов рабочего времени, а в США – 14 часов! Вывод один: хотим лучше жить, надо лучше работать.
   Сегодняшний кризис  внезапно изменил ситуацию в экономике радикальным образом, создал проблемы в сфере занятости и вынуждает молодых людей в будущем выбирать самостоятельную занятость.  Из этого следует, что отношения и подходы в области образования, обучения, воспитания, занятости не могут оставаться неизменными, поскольку они оказывают негативное воздействие буквально на все. Техническое и профессиональное образование и подготовка должны быть ориентированы не только на спрос, но и на потребности развития, где под развитием понимаются все экономические, социальные,  личностные и природные аспекты.
    В последние годы Казахстан все чаще включается в сферу интересов зарубежных университетов, предлагающих новые для нашего рынка образовательные продукты, такие как дистанционное обучение. Наши университеты не решают масштабных задач обеспечения глобального технологического лидерства базовых отраслей казахстанской экономики. В случае сохранения сложившейся ситуации Казахстан в долгосрочном периоде будет вынужден выступать в роли импортера и реципиента технологических решений, что создает риск выпадения страны из следующей инновационной волны и консервации отставания в сфере разработки новых технологий и подготовки кадров с ключевыми современными компетенциями.
   Исходя из вышесказанного университет, сохраняя важнейшие аспекты и черты традиционных методик обучения, должен стать центром образовательных и научных услуг. Идеологией такого центра должна стать ценность технического и профессионального образования с точки зрения обучающегося, а не преподавателя, развитие его способностей и их реализация. Такой подход к образованию является самым эффективным средством повышения качества жизни, создает культуру, основанную на миролюбии,  предоставляет молодежи возможности добиться успехов в выбранной сфере деятельности, по своей сути способен открыть пути к развитию  личности и общества.
   В заключение следует отметить, что наша система вынуждена приспосабливаться к глобализации. К сожалению, глобализация – это не процесс всемирного сближения и солидарности. Стремление к истинной глобальности требует иметь дело с взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития, которые вносят изменения в то, как мы учимся и учим, работаем и думаем о работе. Все это меняет характер трудовой деятельности, а также навыки и умения, необходимые практическим в любой профессии.