Размышления об образовании и воспитании
Уркумбаева Марса Фазыловича


«Элита образуется самостоятельно. Выращивать надо специалистов».
Малкольм Форбе: «Цель образования состоит в том, чтобы заменить пустой ум открытым разумом.

К сожалению, у нас власть ассоциируется с чиновниками, которые к своей должности относятся как к предпринимательству. Вот откуда возникает большая проблема, именуемая коррупцией, а точнее воровством, как остроумно заметил Г. Бельгер. Видимо, пока не сменится «приватизационное» поколение, ничего лучшего ожидать не следует. А вот следующее поколение нужно готовить сегодня – в школе, в вузе, и готовить на основе двух принципов: 1) учебно-воспитательная работа должна быть основана на главном стержне – «Закон превыше всего и перед Законом все равны»; 2) во главу угла должно поставить «продукт» образования, а не его «процесс». Это основополагающее, откуда вытекает множество путей их реализации.

МОНу характерно три лозунга: воинствующий экономизм, безудержный формализм, полный монополизм ограниченного контингента лиц, принимающих решения в сфере образования.

МОНу необходимо регулировать, а не управлять СШ и ВШ.

Минобр должен заниматься и определяться согласно им же разработанным принципиально новым стандартом обучения продуктом образования, а не его процессом. Разработка и реализация процесса обучения и воспитания это дело Ученого Совета каждого университета (вуза) и персональная ответственность каждого ректора, избирательного этим Советом.

4 принципа автономии вуза:
- свобода выбирать профессорско-преподавательский состав;
- свободный выбор дисциплин для всех студентов;
- свобода создавать свой собственный учебный план;
- свобода управлять капиталом университета.

Сколь угодно тщательное корректирование каждой статьи Закона об образовании РК не дало главного, ответа на вопрос: каким мы хотим видеть образование, в каком направлении ему развиваться и ради каких целей?

Образовательный процесс не только хрупкий, но еще и очень длинный.

Надо играть в «длину» по времени с образованием, а не коротко, в 1-3 года.

Образование – машина инертная. Медленно разгоняется, медленно разрушается.

Образование не заменят опыта работы, а вот его то как раз очень не хватает.

Главное - все должно зависеть от человеческого капитала – образование, медицина, информационные технологии, социальная помощь, а не сырьевая зависимость. Для этого нужно полностью обновить экономические стимулы и социальную политику, сформировать комфортные условия для креативного класса – людей творческого труда, чьи доходы и социальные установки позволяют создавать новые модели трудового поведения и потребления. В отношении людей сферы образования примитивный патернализм непродуктивен, нужные гибкие стратегии, условия для развития конкуренции в ВШ и СШ.

Креативная экономика – это что-то вроде обмена идеями, вместо товаров и услуг. Тогда число генераторов идей и тех, кто их способен использовать будет неуклонно, возрастать. Очевидно, что те и другие должны обладать весьма широким образованием, именно таковы креативно мыслящие люди. И во многом это относится к тем, кто эти идеи использует, купив их. Поэтому начиная, с д/сада следует насаждать широчайшее образование.

Люди и общество страдают от непрофессионализма. Быстро уходит восприимчивость и способность аккумулировать знания.

Кроме того, введенная казахстанско-болонская система образования обучения студентов дневного отделения сводит к заочной схеме. Это крах, в первую очередь технических вузов.

У многих вузов нет главного фокуса, т.е. на что обратить внимание и решить, затем другой фокус.

Вузы должны работать как акселератор – ускорители внедрения идеи.

Необходима дифференциация в развитии вузов по регионам.

Вузы развиваются с разными скоростями развития, внедрения нового…
Стаптап… стартанер… Икона кто? Бизнес-ангел – тот, кто поддерживает в этот момент? У каждого вуза или школы собственный продукт. Собственный, отличный от других массой отличий, объемов полученных знаний, понятий, традиций и т.д.

Нынешняя ВШ, раздробив знания по узким специальностям, не дает возможности студентам понять происходящее на предприятии в комплексе.
В США, Германии, Канаде высоко котируются инженера с советским образованием. В Силиконовой долине работают 40 тысяч ученых окончивших высшую школу в бывшем Союзе.

«Бессмысленные» вузы – их товар никому не нужен.

ВШ должна сосредоточиться на качестве.

Принципиально новый подход к стандарту образования каждой дисциплины.

Создание при вузе кадрового агентства карьерных достижений выпускников.

Ввести лицензирование каждого преподавателя, учителя со своим пожизненным номером, указание которого обязательна в приложении к данному. Персональная ответственность за знание выпускника по данному предмету. Обезличка оценок будет исключена.

Все начинания власти, в общем, то логичные, модернизация, инновация, нанотехнология и т.п. – ни на что не опираются.

Например, сейчас много говорят об инновационных университетах, однако обучающий и воспитательный процессы закладывают в старые рамки. Многие из них путают инновации с обыкновенными новациями, то есть повторением старого в новых условиях. Такой, я бы сказал, академический эпигонизм.

На мой взгляд, инновационный учебно-научный институт в составе университета может и должен быть организован для подготовки основы будущего общества по новым направлениям и специальностям, по новым учебным и воспитательным планам, по новым учебникам и книгам. На первом этапе это может быть шестимесячная, годичная или двухгодичная переподготовка и вручение второго диплома.

Проректор по инновациям – делает деньги через их реализации.
Даже если работодатель найдет высококлассного инженера для своей компании, то управлять ему все равно будет не кем – нет квалифицированных рабочих.

Глубинный разрыв между программами и требованиями школы и вуза является одной из основных причин коррупции в стране и угрозой ее безопасности.

Основная беда образования – полное непонимание того, что школа является общегосударственной и светской.

Самая чувствительная тема – дети.

30 лет назад никто не шел в гуманитарии.

Сколько % выбрало физику, математику? А это будущее инженера. Инженеров без физики, математики, химии т.е. без СШ без базы не бывает.
Пример, который вызвал шок от ответа студента колледжа в 2011 году: «оказывается 180на 4 не делится???» СШ пропала – это финиш. Теперь очередь за ВШ.

Изменился характер ВШ. Поступило 1/5-1/3, а сейчас все.

Модернизация при нищем учителе – это самый короткий анекдот.

Талант – это инструкция поиска к решению задачи. Вот что надо развивать в каждом!

В современном мире нет границ для денег, талантов и идей…

Аксиома: «Без настоящего образования и духовности в 21 веке делать нечего».

Умные объединяют дураков, разъединяют враги ЕАС.

Воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (академик Павлов)

Коллизия заключается в том, что сегодня можно быть обученным и одновременно, совершенно невоспитанным. Процессы обучения и воспитания оторваны друг от друга.

Невостребованность традиционной нравственности и отсутствия понимания воспитательного процесса, как неотъемлемой части общего, с обучающими процессам, информирования гармоничной личности- глубинная причина сегодняшних неудач и констатация невоспитанности принимающих решения на государственном уровне.

Невоспитанные плодят невоспитанных. Власть «обученных» невоспитанных строит «светлое будущее», а невоспитанные, но «очень обученные» «болашаковцы» вершат политику. Возможен ли успех? Конечно, нет.

Воспитание через обучение, обучение через воспитание. Обучение должно стать средством создания воспитанного гражданина, а воспитание и воспитанность порождать потребность в обучении и образованность.

Экзамен – не важнейшая часть образования.

Менталитет мыслится – это такое состояние ума, при котором он сосредотачивает все свои знания, все свои умения, все свои навыки на достижение поставленной цели.

При обсуждении надо слушать предложения – попадают ли они в ноту.

Философия (перевод) – любовь к мудрости.

Изучить!!! Децильный коээфициент соотношения % богатых и бедных, в сочетании с долей молодежи в населении (два параметра). Доля молодежи высока везде. Если молодежи мало, то есть запас прочности.

Движение вперед стало движением относительным. Только время движется вперед.
Мир станет понятен, если знать законы его монтажа.

Власть умов должна стать значительно сильнее власти вещей.

До 18 лет культуру надо навязывать. Особенно поэзию. Потом он сам определиться.

В основе логотерапии Франкла (лечения смыслом) лежит не принцип удовольствия (Фрейд), неволя к власти (Адлер), а воля к смыслу.

Чем выше и значительнее смысл, тем больше воли к жизни он дает человеку. В поисках смысла человека направляет его совесть.

Собрать стадо из баранов легко, попробуй собери его из кошек.

Дух сильнее инстинкта.
Ротшильд: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто создает ее законы».

Компьютер не делает из плохого менеджера хорошего. Он быстрее делает хорошего менеджера еще лучше, а плохого хуже.

Казахи не хотят быть богатыми, казахи хотят быть богаче других.
Твои интересы должны находиться в будущем, т.к. мы желаем тебе провести там оставшуюся часть жизни.

Драйв – это желание что-то сделать, преодолеть себя…

Сначала до пенсии надо дожить, а затем на нее прожить.

Время реформ – время полной безответственности за порученное дело.
Концепция по «доучиванию» и «переучиванию»

Предыстория. Количество выпускников вузов за 20 лет и оценка их качества. Соответствие их требованиям времени и рыночной экономике.

Ситуационный анализ на дату рассмотрения проблемы. Минусы и накопленные ошибки средней школы. Судьба потерянного поколения.

Пути решения. Изучение опыта казахстанской высшей школы за последние 25 лет. Международный опыт и его оценка. Эксперименты над высшей и средней школами за последние годы и их результат.

Разработка метода и способа целевой переподготовки выпускников для работы в условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства. Система заказа и оплаты в рассрочку за переобучение. Ответственность за качество.

Организация института глобализации образования, т.е. изучение процесса все большего приспособления системы обучения и воспитании к запросам расширяющейся глобальной рыночной экономики. Разработка структуры и схемы финансирования (частного и государственного).