***

Материал из архива Уркумбаева М.Ф.

- Молодежь, как в капле воды, отражается в своем времени. Студенчество же, будучи генератором идей, как лакмусовая бумажка, отражает как уже устоявшееся, так и новые веяния, даже если эти веяния не обрели четких контуров. Сравнивая студентов шестидесятых-восьмидесятых годов с нынешними, я в очередной раз убеждаюсь в справедливости теории Флиппа. Согласно его теории каждое новое поколение на 10-20% превосходит по знаниям предыдущего, и дело здесь не в генетике, а в новых обучающих методиках, которые развивают абстрактное мышление. Ведь сейчас никого не удивит 5-летний мальчик, который свободно читает и пишет. В самом деле, общий уровень современного студента, конечно же, гораздо выше. Ведь к его услугам компьютеры, глобальная сеть Internet; новости мира он получает, как говорится, с первых рук. Но 20 лет назад студенты были работоспособнее, их отличала широта мышления.

 Я бы хотел в студентах прошлых лет отметить как основополагающую черту чувство ответственности за свою страну и ее будущее. И это было первичным. Сейчас мы наблюдем некоторое смещение акцентов. Современного студента волнует, прежде всего, его собственная судьба и ее составляющие (богатство, должность, власть). Мне кажется, большой проблемой в наше время являются изменения в менталитете казахского народа. В те далекие шестидесятые парня-казаха из аула невозможно было ни з какие деньги заставить что-то продавать, а сейчас базар переполнен торгующими молодыми людьми. Наверное, мы потеряли внутреннюю составляющую у целого поколения. Часты случаи, когда дети сдают состарившихся родителей в дома престарелых, девушки бросают своих детей. Картина получилась, возможно, мрачной, но это не повод опускать руки и мириться с существующим положением вещей. В стране много учебных заведений, таких, как ТарГУ им. М.Х. Дулати. Именно на плечи вузов ложится проблема восстановления внутреннего стержня в молодых людях, привития высоких нравственных ценностей. Но при этом всегда нужно помнить, что мы строим рыночную экономику, но не рыночное общество.

- Я помню многих студентов и аспирантов, учившихся в нашем вузе. Выделить отдельных выпускников не могу «Наших» много во власти, в науке, в бизнесе: министры и академики, депутаты Мажилиса Парламента, видные ученые, талантливые спортсмены, певцы, ректоры вузов и директоры научно-исследовательских институтов, банкиры, акимы. С высоты своих лет я могу теперь сказать, что мы правильно жили, учили, воспитывали, поэтому нам не и не стыдно за своих выпускников.
- В 1973-74гг., когда начал работать ректором ДГМСИ, на дневном отделении обучалось до 3,5 тысяч студентов мужского пола. Обычно мой рабочий день начинался с вытрезвителя, куда ежедневно попадались студенты разных вузов города. К слову, в городе практически не было досуговых центров, развлекательных учреждений. Мы заботились не только о том, чтобы наши питомцы получали хорошие знания, но и стремились формировать в студентах нравственное сознание и культуру. И в сложившихся условиях мы выбирали разные пути для наших студентов. Один из них – это спорт. Именно в это время мы обнаружили недюжинные спортивные таланты самородка Серика Конакбаева, талантливых спортсменов Сергея Громова, Алмаза Мусабекова. Пример Серика Конакбаева оказался «заразительным»: после того как он выиграл кубок мира в Нью-Йорке, позже стал серебряным олимпийским призером, в секи бокса стали заниматься 1300-1400 человек, тогда как ранее секцию посещали 30-40 человек. Нынешний олимпийский чемпион Бахтияр Артаев – это продукт тех времен. А Серик Конакбаев – депутат 3-х созывов в Мажилис Парламента, Сергей Громов ответственный работник администрации Президента, Ильяс Тортаев – аким самого древнего города в Казахстане – Тараза, Шамсат Исабеков – сенатор и многие другие. Другой путь, несмотря на свою оригинальность, принес замечательные плоды. Мы открыли специальность «Экономика водного хозяйства» и принимали туда всех красивых и умных девушек для «срастания» экономистов со строителями, механиками, гидротехниками и т.д. Так стали создаваться крепкие семейные пары в нашем вузе. Для этих целей мы выделили специальное общежитие для своих семейных студентов.
- я желаю нашим выпускникам верить в свои силы, в свою страну. Вообще я убежден в том, что значимость любого вуза зависит от эффективной работы его выпускников. Если во главу угла поставить не процесс обучения, а продукт образования, вуз займет достойное положение в республике. Наш продукт образования – первоклассные специалисты, будут повышать престиж ТарГУ. Я верю, в наших выпускников и убежден в том, что они будут всегда помнить о своих корнях, помогать своему вузу и своей деятельностью повсеместно укреплять престиж университета не только в Казахстане, но и в мировом сообществе. А проблем в нашем вузе немало: это и потеря престижа весьма нужных специальностей, это и «древняя» учебно-лабораторная база. Надо отдать должное нашим преподавателям: ведь они продолжают учить студентов на оборудовании середины прошлого века. Есть такие понятия, как «моя страна», «мой вуз», и это непреходящие, нетленные ценности. Мы, конечно, живем в век индивидуализма, но есть нечто вечное, вневременное. Это студенческая дружба. Я хочу сказать нынешним студентам, что дружба, заложенная в вузе, самая крепкая, на всю жизнь. Самая бескорыстная дружба рождается именно в студенческие годы.
И еще, сегодня делом №1 являются информационные технологии. Начало 20 века – это переходный период в информационно-индустриальное общество. Информация – это стратегический ресурс, кто владеет ею, тот управляет страной, рынком, экономикой, финансами, наукой и образованием. Информационные технологии – это передача, прием, обработка информации. В современный период обладатель любой профессии может создавать продукты информационных технологий. Это подчеркивалось в лекции №1 Президента Н.А. Назарбаева для всей страны. Выступая в режиме реального времени, Президент продемонстрировал возможности дистанционного образования, Дистанционное образование у нас в стране реально, оно работает на реализацию мощного интеллектуального потенциала нашего государства.